12 sierpnia 2020 w Dzień Sił Powietrznych Rosji odbyła się ceremonia otwarcia kompleksu poświęconego Tu-104 AK -samolotu używanego przez pierwszych radzieckich kosmonautów do ćwiczeń nieważkościowych.
Tupolew Tu-104A-TS (AK) o numerze 48 z 1958 roku, który po renowacji znalazł swe miejsce w kompleksie muzealnym, jest jednym z trzech egzemplarzy Tu-104A zmodyfikowanych do szkolenia kosmonautów w warunkach zero G.Открытие мемориального комплекса Ту-104 АК в ЦПК13.08.2020 14:12
В день Военно-воздушных сил России, 12 августа 2020 года, в Центре подготовки космонавтов состоялось открытие мемориального комплекса Ту-104 АК. Легендарный самолет, на котором проходил подготовку первый отряд космонавтов, был восстановлен по инициативе руководства ЦПК, поддержке Главы и Правительства Чеченской республики и фонда развития регионов «Плюс семь».(...) На самолете Ту-104 АК была выполнена программа первого и последующих полетов кораблей «Союз», включающая элемент подготовки к предполагаемой экспедиции на Луну — переход космонавтов Евгения Хрунова и Алексея Елисеева из одного корабля в другой. Кроме того, в самолете Ту-104 АК были проведены испытания первого лунохода и первого электросварочного аппарата для выполнения сварочных работ в космосе. (...)
Туполев Ту-104А-ТС (АК) с бортовым номером 48 «красный», год выпуска — 1958, — один из трех самолетов Ту-104А, модифицированных для тренировок космонавтов в условиях кратковременного воздействия невесомости. Самолет базировался на аэродроме Чкаловский, где также использовались для космической подготовки две другие машины под бортовыми номерами «46» и «47».
Ту-104А-ТС, изначально оборудованный как грузовой борт, в конце 60-х годов был переоснащен в летающую лабораторию для проведения испытаний с участием космонавтов и их медицинского обследования при нулевом значении перегрузки. Большую часть салона занимала сама лаборатория, а оставшаяся часть представляла собой зал длиной 8 метров, оснащенный мягким материалом внутри и отделенный от кабины сетью.
На тренировках в невесомости испытателями отрабатывались: координация и перемещение, прием твердой и жидкой пищи, выполнение технических работ и медицинских экспериментов. Полученный позже опыт реальных космических полетов полностью соответствовал тому, который был набран при испытаниях на Ту-104АК. С тех пор полеты на «АК» стали обязательным разделом программы подготовки советских космонавтов. В конце 70-х годов самолет был списан и поставлен на стоянку ЦПК на аэродроме Чкаловский. Позднее Ту-104АК заменили на более комфортабельные Ил-76К и Ил-76МДК. (...)
https://www.roscosmos.ru/29006/http://www.gctc.ru/main.php?id=5042